В первый класс — с радостью!
Если ребенок не хочет идти в школу, значит, он к ней не готов.
Начало нового учебного года считается праздником в любой семье, где есть дети. Вдвойне праздник там, где ребенок идет в первый класс. На первой школьной линейке мамы стряхивают слезу умиления: надо же, только недавно нас из роддома выписали – и вот уже первоклассник…
А за огромными букетами традиционных гладиолусов чаще всего прячутся глаза, полные страха…
У психологов есть такой термин – «школьная зрелость». Он означает, что к моменту поступления ребенок уже преодолел кризис своего развития – переход от игровой деятельности к учебной. Если же кризис затянулся, «зрелость» не была достигнута – ребенок к школе не готов. Его внимание и память еще не набрали нужного для серьезного обучения объема, а мышление настолько конкретно, что неспособно к обобщению и анализу нового в школьном объеме. Кроме того, ребенок еще не «отыграл свое».
Чаще всего школьной незрелостью страдают шестилетки, у которых очень нетерпеливые родители. Такие папы и мамы уделяют чересчур много внимания чтению и счету и не замечают, что их будущее светило еще совсем ребенок, не готовый к серьезным испытаниям. Результат – полная «дезадаптация», нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе и плохая успеваемость. Если шестилетка не хочет идти в школу, значит он к ней еще не готов.
Бытует мнение, что больше всего испытывают трудности адаптации в школе «домашние» дети. Такое мнении совершенно неоправданно. Дошкольник, к которому относились как к личности и не настаивали на подчинении большинству, легче детсадовца входит в школьный коллектив. Он независим и настроен больше на учебу, нежели на общение. Бывший детсадовец сразу занимает удобное место в иерархии «лидеры – ведомые».
А тяжелее всего приходится детям, которые уже имеют негативный опыт общения с коллективом. Например, у ребенка явные проблемы с общением: с ним никто не хочет играть или ему отводятся унизительные роли в игре. Проблемы общения всегда связаны с низкой самооценкой ребенка. Поэтому предстоящий поход в школу становится в его сознании шагом в бездну.
Трудности могут возникнуть еще и тогда, когда уже есть фон неблагополучия. Например, в семье будущего первоклассника за несколько месяцев до учебного года появился новорожденный. Мама переключила свои эмоции на другой фронт, а будущий ученик почувствовал себя брошенным. Как правило, он замыкается, становится непослушным и дерзким. А поход в школу воспринимается как «ссылка». В этих ситуациях родителям нужно понять, что эмоциональный фон в семье может играть решающую роль в начале учебы вашего ребенка.
Причиной нежелания идти учиться может быть и неправильный настрой. Есть такие тревожные мамы, которым вечно не нравится их ребенок, и они его постоянно с кем-то сравнивают. Если в мае, после процедуры зачисления ребенка в школу, мама бросает папе: «Там все так хорошо читают, нашему до них еще далеко!» — то к первому сентября может оказаться, что и «ваш» читает не хуже, вот только идти в школу он уже не хочет.
- Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов.
- Поиграйте с ребенком в школу. Приучайте его к тому, что его будут называть по фамилии и что ничего грубого в том нет, напротив, этим стоит гордиться.
- Обращайте побольше внимания на школьную атрибутику (портфель, линейки, ручки, пенал и т.д.) И яркие ластики, и ручки выбирайте вместе.
- Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится. Не обсуждайте при ребенке учителей и те трудности, с которыми он может столкнуться.
- Не стоит слишком часто повторять, что это новый этап его жизни.
- Познакомьте ребенка с будущей учительницей и покажите ему класс.
- Следите за своими эмоциями. Не стоит в первый класс устраивать такие проводы, будто ребенок идет на фронт.