Детские страхи. Как победить?
Все мы чего-нибудь боимся: кто темноты, кто болезни, кто голода, одиночества и т.д. Дети тоже боятся, только у них свои для этого причины, и не всегда мы о них знаем. Многое о своем ребенке вы можете узнать, посмотрев на его рисунки.
Если он делает очень сильные нажимы карандашом, часто штрихует и постоянно пользуется ластиком – это признаки повышенной тревожности. Человечек, нарисованный с растопыренными пальцами, предупреждает: юный художник страдает от чьей-то жестокости, или в нем самом зарождается агрессия.
Если у портрета на картине отсутствуют уши, значит, вашего ребенка не интересует мнение других людей. Это признаки завышенной или, наоборот, заниженной самооценки. На картинке много красного цвета – повышенная возбудимость, черного – признак тревожности и страха. А если рисунок в спокойный пастельных тонах – все у вашего ребенка хорошо!
Попросите вашего ребенка нарисовать страх и рассказать о нем. А потом дополните рисунок так, чтобы он перестал быть страшным. Малыш нарисовал огонь? Вы изобразите рядом его в каске пожарника, пусть в руке будет шланг, и огонь поливается водой. Нарисовал страшное чудовище? Пусть рядом появится сильный охотник.
Это тайна!
Наши дети обожают тайны. Секрет они могут сделать и вовсе из ничего. Например, заполнят коробочку всякими «дорогими сердцу» безделушками, припрячут в шкаф с одеждой – секрет готов. Главное теперь – никому ни слова!
Родители обольщаются, думая, что видят своих детей насквозь и что умение что-то скрывать появляется у них только к подростковому возрасту. Даже малыши прекрасно понимают, что такое тайна. Но секрет секрету рознь.
Есть секреты, называемые «субъективными». Это информация, которую ребенок считает очень важной и принадлежащей только ему. Подобные тайны составляют внутреннее пространство личности ребенка – это заповедник его пристрастий, увлечений, страхов и воспоминаний. В основе этой скрытности – единственная стыдливость, гордость и целомудрие. Тайны такого рода возникают, когда малыш начинает осознавать себя как личность, не раньше 3 лет, а порой и несколько позже.
В отношении «субъективных» секретов родители должны вести себя как в заповедном лесу – аккуратно и осмотрительно. Ведь наравне с потребностью хранить свою тайну в детской душе живет жгучее желание поделиться ею! Родитель, которому доверили секрет, должен вести себя предельно деликатно и соблюдать правила «техники безопасности»:
- уважать важность полученной информации для душевной жизни ребенка
- понимать, что у детей свои масштабы значимости событий
- ни в коем случае не отмахиваться и не высмеивать то, что сообщил ребенок
- не проявлять настойчивости и не выспрашивать подробностей: ребенок должен жить с чувством, что его личные переживания неприкосновенны
- без острой необходимости ни с кем не обсуждать полученную информацию.
Нарушение правил может привести к катастрофическим последствиям, вплоть до полной потери доверия к взрослым.