Правила, которые помогут на работе и в жизни
Конечно, если вы работаете смотрителем маяка на одиноком острове посреди океана, то дальше можете не читать. В противном случае вам стоит поучиться у экстравертов трем вещам: умению чувствовать настроение собеседника, умению налаживать деловые связи и умению подать себя в самом выгодном свете.
Эмпатия
Эмпатия — способность чувствовать состояние и настроение окружающих, в более широком смысле — умение настроиться «на одну волну» с собеседником. Этот навык может принести ощутимые дивиденды.
Как это выглядит. Допустим, вы — парикмахер. В салон заходит клиентка, бросает взгляд в сторону стереосистемы, из которой доносятся звуки поп-шлягера, и недовольно морщится. Вы тут же подхватываете: «Ужасно непритязательная музыка. Я сама предпочитаю джаз. А вы?» Через пять минут вы уже знаете, что клиентка любит оперу, вы сходитесь во мнении, что современная музыка годится только для подростков, и клиентка радуется тому, что попала в руки специалиста с таким утонченным вкусом.
Как этому научиться. Осваивайте язык жестов и язык тела. Начать можно с классики: книги Аллана Пиза «Язык телодвижений». Скрещенные на груди руки, открытые ладони, касания мочки уха — все эти невербальные сигналы могут многое рассказать о настроении человека. Овладейте искусством ведения разговоров «ни о чем» — погода, пробки на дорогах, хобби, путешествия. Это то, что американцы называют small talk (маленький разговор) — несколько фраз, которые помогут установить контакт с собеседником. Безотказный прием — это сочетание small talk и комплимента. Восхититесь, например, фотографией пейзажа в кабинете коллеги. Собеседнику будет приятно, и это даст повод поговорить о путешествиях и красотах природы.
Учитесь слушать — по-настоящему, а не просто кивать с серьезным видом, размышляя о чем-то своем или обдумывая то, что вы сейчас сами собираетесь сказать.
Нетворкинг
Этим заковыристым английским словом называют умение обзаводиться полезными связями.
Как это выглядит. Шеф поручил вам подготовку к корпоративу. На все про все у вас две недели и ограниченная сумма денег. И тогда вы вспоминаете, что ваш кузен работает на оптовом складе и там можно закупить продукты, подруга детства подрабатывает в праздничном агентстве и может взяться за организацию развлекательной программы, а бывший одноклассник организовал свою группу, так что живая музыка вам обеспечена. И вот уже шеф недоумевает, как за столь скромные деньги вы умудрились организовать такой роскошный вечер.
Как этому научиться. Общайтесь! Конференции, семинары, корпоративы, встречи выпускников — отличный шанс познакомиться с людьми, которые могут оказаться вам полезны. Расспрашивайте людей об их работе, интересуйтесь, можно ли будет обратиться к человеку в случае необходимости, обменивайтесь визитками.
Поддерживайте контакты. Если вы не виделись с человеком несколько лет, будет неудобно обратиться к нему с просьбой, поэтому не забывайте время от времени напоминать о себе, пусть это будет всего лишь поздравление с Новым годом или днем рождения.
По мере возможности оказывайте знакомым и коллегам небольшие услуги. Тогда, если вам, в свою очередь, потребуется помощь, ваша просьба не останется без внимания.
Кстати, цель нетворкинга — установление долгосрочных полезных контактов. И первый контакт после знакомства -самый важный. Вы можете напомнить о себе, к примеру, отправив письмо по электронной почте.
Самореклама
Скромность украшала только юных барышень в позапрошлом веке. Современный специалист должен во всеуслышание заявлять о своих успехах, если хочет, чтобы его оценили по достоинству.
Как это выглядит. Предположим, вы недавно победили в конкурсе парикмахерского искусства. Повесьте фотографии с этого события и грамоту победителя на самом видном месте в салоне и каждой клиентке в красках распишите детали своего триумфа. Сарафанное радио не дает сбоев, и уже через пару недель у «Ани, которая победила в столичном конкурсе», не будет отбоя от клиенток.
Как этому научиться. Перестаньте стесняться! Своими успехами нужно гордиться. Вам кажется, что окружающим будет скучно слушать, как вы хвастаетесь? Трюк как раз и заключается в том, чтобы историю своих побед превратить в увлекательную повесть. Подмечайте забавные детали и не скупитесь на шутки.
Свои идеи высказывайте не в приватном разговоре с коллегами, а в открытую. У всех, а главное, у шефа, не должно быть никак сомнений в авторстве, тогда и награда сможет найти своего героя.