Как правильно критиковать

 

как правильно критиковать

Критика – это благо, «источник развития и просвещения», как утверждал классик. Она помогает нам увидеть свои слабые стороны и подгоняет на пути к совершенству. По идее, мы должны радоваться и с благодарностью принимать замечания, но в реальности получается наоборот.

Чтобы критика в ваших устах действительно превратилась в двигатель прогресса, как следует продумайте свое сольное выступление, прежде чем идти вразнос и пугать коллег и подчиненных праведным гневом. Иначе в ответ получите слезы, гордое молчание, встречные обвинения и заявления об увольнении.

 

Когда не нужно критиковать

Подумайте, прежде чем открывать рот – это универсальная мудрость на все времена. Но когда речь идет о критических замечаниях, то подумать нужно дважды. А иногда и промолчать. Например, в ситуациях, если:

  • вы не уверены, что вам знакомы все детали вопроса или это вообще сфера не вашей компетенции;
  • проблема никоим образом не касается вас или вашего отдела;
  • оппонент уже получил выволочку от начальства, в полной мере осознал свои ошибки и сейчас активно работает над их исправлением;
  • вы новичок и пока не пользуетесь достаточным авторитетом у коллег.

 

Правильный подход

Чтобы правильно воспринять критику, оппонент должен быть спокоен. В противном случае он примет оборонительную стойку,  и тогда вместо конструктивного диалога получится неконструктивная перебранка. Именно поэтому психологи советуют всегда начинать с… похвалы. Только не абы какой, а напрямую относящейся к деловым качествам вашей «жертвы».

Без толку хвалить элегантное платье Софьи Петровны, если дальше вы собираетесь разгромить ее отчет. Лучше скажите: «Софья Петровна, ваши отчеты всегда отличались невероятной точностью, почему же в этот раз…» С похвалы начали, похвалой нужно и закончить: «Я уверена, что с вашим опытом вы быстро сумеете все исправить».

 

Критикуйте не человека, а поступок

Не забывайте о том, что большинство воспринимает критику как личное оскорбление, поэтому старайтесь критиковать не человека, а поступок. Вместо «Вы совершенно не умеете организовывать свое время» — поинтересуйтесь: «Что мешает вам приходить на работу вовремя?»

Хороший психологический прием – вспомнить о собственных ошибках: «А вот я однажды выслала клиенту старый прайс-лист, так шеф потом за мной полдня бегал и грозился лишить премии и утопить в ближайшем колодце». Этим вы подчеркнете, что не считаете себя лучше провинившегося, в конце концов, ошибки случаются у всех.

По возможности старайтесь высказывать критические замечания с глазу на глаз. Сознание того, что посторонние стали свидетелями его унижения, может сделать человека слишком агрессивным.

 

Кто старое помянет

Критикуя, не вспоминайте старые просчеты, чтобы не было такого: «Вы забыли позвонить клиенту, а на прошлой неделе опоздали на полчаса, в прошлом месяце не сдали вовремя отчет, а на последнем корпоративе вообще уронили тарелку на брюки генерального директора!»

И постарайтесь дать человеку высказаться. Не нужно устраивать средневековые судилища, когда у обвиняемого не было права голоса. Вполне может быть, что коллега не звонила важному клиенту только потому, что они перенесли разговор на другой день. А ту историю с брюками сам генеральный директор сейчас пересказывает как забавный анекдот, поэтому о чем вообще речь?

 

Встречное предложение

Критику нужно высказывать так, чтобы оппоненту не захотелось в сердцах бросить: «Кто может, тот делает. Кто не может, тот критикует…» Поэтому старайтесь предложить свое решение проблемы. В принципе, любые критические замечания должны сводиться к двум моментам: как исправить последствия ошибки и что нужно сделать, чтобы этого не повторилось в будущем.

 

Индивидуальный подход

Избегайте общих упреков, вроде «Вы плохо работаете», критика должны быть детальной и конкретной. Старайтесь учитывать личностные качества провинившегося.

Крепкий молодец со склада вообще не начнет вас слушать, пока вы не повысите голос и не вставите в реплику пару острых словечек, а впечатлительная барышня из бухгалтерии начинает заикаться, стоит только заговорить с ней строгим голосом.

Кому-то достаточно намека и мягкого упрека, чтобы человек тут же бросился «рыть землю», а другому придется оформить выговор с занесением в личное дело.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять