Как правильно критиковать
Критика – это благо, «источник развития и просвещения», как утверждал классик. Она помогает нам увидеть свои слабые стороны и подгоняет на пути к совершенству. По идее, мы должны радоваться и с благодарностью принимать замечания, но в реальности получается наоборот.
Чтобы критика в ваших устах действительно превратилась в двигатель прогресса, как следует продумайте свое сольное выступление, прежде чем идти вразнос и пугать коллег и подчиненных праведным гневом. Иначе в ответ получите слезы, гордое молчание, встречные обвинения и заявления об увольнении.
Когда не нужно критиковать
Подумайте, прежде чем открывать рот – это универсальная мудрость на все времена. Но когда речь идет о критических замечаниях, то подумать нужно дважды. А иногда и промолчать. Например, в ситуациях, если:
- вы не уверены, что вам знакомы все детали вопроса или это вообще сфера не вашей компетенции;
- проблема никоим образом не касается вас или вашего отдела;
- оппонент уже получил выволочку от начальства, в полной мере осознал свои ошибки и сейчас активно работает над их исправлением;
- вы новичок и пока не пользуетесь достаточным авторитетом у коллег.
Правильный подход
Чтобы правильно воспринять критику, оппонент должен быть спокоен. В противном случае он примет оборонительную стойку, и тогда вместо конструктивного диалога получится неконструктивная перебранка. Именно поэтому психологи советуют всегда начинать с… похвалы. Только не абы какой, а напрямую относящейся к деловым качествам вашей «жертвы».
Без толку хвалить элегантное платье Софьи Петровны, если дальше вы собираетесь разгромить ее отчет. Лучше скажите: «Софья Петровна, ваши отчеты всегда отличались невероятной точностью, почему же в этот раз…» С похвалы начали, похвалой нужно и закончить: «Я уверена, что с вашим опытом вы быстро сумеете все исправить».
Критикуйте не человека, а поступок
Не забывайте о том, что большинство воспринимает критику как личное оскорбление, поэтому старайтесь критиковать не человека, а поступок. Вместо «Вы совершенно не умеете организовывать свое время» — поинтересуйтесь: «Что мешает вам приходить на работу вовремя?»
Хороший психологический прием – вспомнить о собственных ошибках: «А вот я однажды выслала клиенту старый прайс-лист, так шеф потом за мной полдня бегал и грозился лишить премии и утопить в ближайшем колодце». Этим вы подчеркнете, что не считаете себя лучше провинившегося, в конце концов, ошибки случаются у всех.
По возможности старайтесь высказывать критические замечания с глазу на глаз. Сознание того, что посторонние стали свидетелями его унижения, может сделать человека слишком агрессивным.
Кто старое помянет
Критикуя, не вспоминайте старые просчеты, чтобы не было такого: «Вы забыли позвонить клиенту, а на прошлой неделе опоздали на полчаса, в прошлом месяце не сдали вовремя отчет, а на последнем корпоративе вообще уронили тарелку на брюки генерального директора!»
И постарайтесь дать человеку высказаться. Не нужно устраивать средневековые судилища, когда у обвиняемого не было права голоса. Вполне может быть, что коллега не звонила важному клиенту только потому, что они перенесли разговор на другой день. А ту историю с брюками сам генеральный директор сейчас пересказывает как забавный анекдот, поэтому о чем вообще речь?
Встречное предложение
Критику нужно высказывать так, чтобы оппоненту не захотелось в сердцах бросить: «Кто может, тот делает. Кто не может, тот критикует…» Поэтому старайтесь предложить свое решение проблемы. В принципе, любые критические замечания должны сводиться к двум моментам: как исправить последствия ошибки и что нужно сделать, чтобы этого не повторилось в будущем.
Индивидуальный подход
Избегайте общих упреков, вроде «Вы плохо работаете», критика должны быть детальной и конкретной. Старайтесь учитывать личностные качества провинившегося.
Крепкий молодец со склада вообще не начнет вас слушать, пока вы не повысите голос и не вставите в реплику пару острых словечек, а впечатлительная барышня из бухгалтерии начинает заикаться, стоит только заговорить с ней строгим голосом.
Кому-то достаточно намека и мягкого упрека, чтобы человек тут же бросился «рыть землю», а другому придется оформить выговор с занесением в личное дело.