Как помочь детям учить уроки
Какими бы способностями ни обладал ребенок, учеба, выполнение домашних заданий для него всегда тяжелый труд. Существует ряд условий, с помощью которых можно помочь ребенку значительно справляться с домашними заданиями. Это звучит парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия. Поэтому есть смысл не требовать от ребенка жесткой последовательности при выполнении домашних заданий.
Например, сначала ребенок читает (может быть, бегло) параграф по географии, затем переходит к домашнему заданию по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику географии. Результат может удивить: много запомнилось и каким-то образом сохранилось в памяти.
В психологии известен так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней. Например, дать установку на запоминание: «Это необходимо запомнить!»
Эффективность запоминания зависит от времени занятий. Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Самое удобное время – около 11 часов.
Во второй половине дня самое благоприятное время для запоминания – около 16 часов. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, лучше в это время заняться повторением.
Оказывается, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее, охотнее. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в два раза больше. Взрослый, при желании, может создать для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами, например: «Посмотри, какое красивое, необычное слово…» и т.д. Используйте эти несложные правила, чтобы ваш ребенок получал только положительные эмоции от выполнения домашних заданий.