Искусство дипломатии
Зачем нам надо врать?!
Весьма мало людей, которые бы искренне хотели выслушать о себе всю правду. (Ф. Ларошфуко)
Если вам претит сама мысль о лжи, пусть даже щадящей чувства окружающих, подумайте, всегда ли вы говорили режущую глаза правду и главным образом всегда ли она удобна.
В психологии есть понятие лжи во спасение, а в политике и бизнесе такая ложь называется дипломатией и умением решать конфликтные ситуации: ведь если бы не эта самая спасительная ложь, мир не вылезал бы из войн, и человечество уже сейчас находилось бы на грани вымирания. Если же вы относитесь к тем, кто соре умрет, чем хоть что-нибудь приукрасит, можно от души посочувствовать и вам, и вашим близким.
Зачастую от не в меру правдолюбивых родителей страдают дети, особенно в тех случаях, когда крепкие супружеские пары обсуждают вероятность развода и свою дальнейшую жизнь после него, а затем сообщают об это разговоре детям. При этом не считаются с тем, что для ребенка страшна не сама мысль, что он лишится внимания папы или мамы, а своей ненужной откровенностью они подрывают его чувство защищенности.
Да и на работе излишняя прямолинейность мешает не только выстраиванию отношений с сослуживцами, но и продвижению по карьерной лестнице. Ведь начальство, отметив вашу неспособность обходить острые углы, вряд ли предложит вам вышестоящую должность, нахождение на которой зачастую требует проведения переговоров.
Что же получается? Врать, как учили нас семья и школа, плохо, но и чистейшей воды правда никому не нужна?! Остается последовать примеру сказочных Умников: запастись полуправдой (ее еще называют ложью во спасение) и действовать по ситуации…
Не надо, не обещай
Случается так, что приходится давать близким обещания, которые вы не собираетесь выполнять только ради собственного спокойствия: например, обещаете родне, что обязательно будете им писать (звонить, приезжать чаще), а затем просто не выполняете обещание.
В этом случае, как говорится, и волки остаются сыты, и овцы целы. Но такая позиция говорит о неумении отстаивать свою точку зрения, поэтому рано или поздно вам все равно придется набраться смелости и сказать родственникам, что писать письма вы, откровенно говоря, не любите, предпочитая эпистолярному жанру короткий телефонный разговор, а на частые приезды вам элементарно не хватает времени.
Бойтесь данайцев…
А как быть если родители, друзья или родственники преподнесли вам неудачный подарок? Говорить, что в вашем доме хватает хлама и без очередной «приятной мелочи» в виде фарфоровой статуэточки, а такой цвет и фасон (если речь идет об одежде) вам не идет, и вообще лучше бы они подарили вам что-нибудь действительно полезное вроде прихваток или подставок под кастрюли-сковородки, не стоит.
Промолчав, вы каждый раз рискуете получить в подарок ненужные вещи, поэтому выход один: примите подарок с благодарностью за внимание, оказанное вам дарителем.
Фразы: «Ого! Такой штучки у меня еще не было!» или «Хорошенькая кофточка! Прямо на меня!» — порадуют близких, и они не догадаются, что их подарки всего лишь пополнили коллекцию ненужных вещей в вашей квартире. Но чтобы впредь не попадать в подобные ситуации, возьмите за правило ненавязчиво сообщать родным и друзьям о своих предпочтениях и вкусах.
Все для себя
Получив зарплату, иногда так хочется потратиться на себя любимую, а не на хозяйственные заботы. Чтобы не брать свое молчком (тем более шило в мешке не утаишь, ваш «коварный план» и так раскроется), расскажите супругу о своих планах относительно полученной суммы, аргументируя, почему вам необходимо посетить салон красоты, прикупить очередную обновку и т.д.
Наверняка поначалу муж будет возмущен вашим неуемным расточительством, но вместо того, чтобы упрекать его в скупости и нежелании тратиться на вас, убедите благоверного, что все метаморфозы со своей внешностью вы проделываете только для него – единственного и неповторимого. И обновить гардероб вы собираетесь исключительно с этой целью.
Если вас угораздило встретить бывшую первую любовь и проболтать с ней бог весть сколько времени, а в адекватной реакции второй половинки вы не уверены, скажите, что на полпути до дома вы встретили школьную подружку (бывшую соседку, старую знакомую, приятельницу) и заболтались, забыв обо всем на свете.
Поворчав, благоверный не станет донимать вас расспросами, а вы сохраните в семье спокойную обстановку.
Деловая обстановка
Умение поддерживать доброжелательные отношения пригодятся вам не только в личной жизни, но и на работе, где также возникают конфликты и непредсказуемые ситуации. Специалисты утверждают, что как таковой конфликт не так уж и плох, так как в споре рождается истина, но проявить сдержанность и тактичность при решении спорного момента тоже надо уметь, поэтому примите к сведению несколько рекомендаций.
В первую очередь ни в коем случае не повышайте голос на коллегу, иначе в ответ он тоже закричит на вас, и вместо конструктивного решения вопроса выйдет банальная ссора. Обсуждайте возникшую проблему сдержано и спокойно, а если ваш визави нервничает, отложите разговор на потом.
Если же сослуживец уже сорвался на крик, сдержанно скажите: «Хорошо, я прекрасно понимаю, что вы имеете в виду» или резко одерните словами: «Почему вы позволяете себе так безобразно вести?!» Как правило, это останавливает даже самых неугомонных крикунов, но если не подействовало, поворачивайтесь и уходите, оставив скандалиста в «годом» одиночестве.
Зачастую оказывается необходимым указать на недоработки коллеги, которые тормозят продвижение вашего общего дела, но резкая критика вызовет у собеседника агрессию, и тогда к общему знаменателю. Вы придете еще не скоро.
Поэтому вместо категоричного: «Почему ты вечно все делаешь не так?!» скажите: «Мне нравится, как у тебя сделано то-то и то-то, но мне кажется, вот этот момент лучше сделать по-другому». Или: «Если хочешь, могу предложить тебе еще один вариант, и получится не хуже». Будьте уверены, предложение выполнить работу с большей эффективностью собеседник наверняка воспримет с интересом и не откажется выслушать ваши рекомендации.